Центр экологической политики и культуры - общероссийская общественная организация

Региональное отделение Республики Татарстан

Координатор по Приволжскому федеральному округу

(432) 92-09-83
ЦЭПК Республики Татарстан
420133, г.Казань, ул.Татарстан, д.2
kazan@ecopolicy.ru, ekologyhel@mail.ru
 
12.05.2010
12.05.2010
20.04.2009
20.11.2010
12.05.2010
01.03.2010

Экологические и экономические последствия понижения уровня воды в реке Волге

Резолюция
Участники Круглого стола, организованного Торговопромышленной палатой Республики Татарстан совместно с Общественной палатой Республики Татарстан, Академией наук Республики Татарстан и Казанским федеральным университетом, с глубокой тревогой отмечают, что накопившиеся проблемы Куйбышевского водохранилища — это концентрированное выражение противоречий между целью их создания и стратегическими негативными последствиями в природе и обществе.

Куйбышевское водохранилище, созданное перекрытием р. Волги 31 октября 1955 г., является водоемом сезонного регулирования и многоцелевого назначения, используется в интересах целого ряда отраслей народного хозяйства: промышленность и энергетика, питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, здравоохранение, сельское, рыбное, лесное и охотничье хозяйство, добыча полезных ископаемых, транспорт, лесосплав, рекреация, строительство, пожарная безопасность и т.д.
Акватория КВ расположена в пределах территорий пяти субъектов Федерации (Чувашской Республики, Республики Марий Эл, Республики Татарстан, Самарской и Ульяновской обл.), причем 50,7% (или 3,12 тыс. км2) площади водного зеркала приходится на территорию Республики Татарстан.
Торговопромышленная палата, общественность, научное и бизнес сообщества Республики Татарстан глубоко озабочены понижением уровня воды в Куйбышевском водохранилище в условиях интенсивной хозяйственной деятельности, осуществляемой в бассейне водохранилища в пределах вод Республики Татарстан, которое может повлечь за собой необратимые и трудно предсказуемые экологические, экономические и социальные последствия.

По результатам комплексных исследований ученых и специалистов факультета географии и экологии КФУ, четко показано, что на современной стадии развития водохранидища находится в состоянии экологического регресса и повышенным уровнем экологического риска.
Снижение уровня воды не может не сказаться на качестве водных ресурсов. Это проявляется, прежде всего, в понижении полезного объема водохранилища и разбавляющей способности воды, а также «цветению» воды в теплое время года сине-зелеными водорослями, особенно в маловодные годы. В этих условиях ухудшается санитарно-экологическое состояние водоема, концентрация загрязняющих веществ повышается до двух раз, угнетаются биоценозы и снижается способность к саморегуляции и самоочищению.
Понижение полезного объема водохранилища и рост загрязнения воды усугубляется также климатическими факторами и особенностями атмосферной циркуляции в регионе, определяющими тенденцию снижения снегозапасов и уровня весеннего половодья.

В бассейне КВ расположены особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального значения, всемирно известный Волжско-Камский государственный природный биосферный резерват, серьезные проблемы возникают с сокращением популяций редких видов животных и растений, в т.ч. занесенных в Красные книги Республики Татарстан и Российской Федерации.
Негативное влияние понижения уровня воды в водохранилище уже сегодня сказывается на результатах хозяйственной деятельности и экономической эффективности таких отраслей народного хозяйства, как судоходство, сельское и рыбное хозяйство, водоподготовка, строительство и др.
Режим использования водных ресурсов водохранилища оказывает значительное влияние на биологические ресурсы, в частности, на рыбопродуктивность и кормовую базу рыб. В результате резкого сброса уровня воды обсыхают нерестилища, гибнет отложенная в них икра. Масштабы воспроизводства основных видов рыб оказались в последние 5 лет неудовлетворительными, в частности 50% леща в популяции была неотнерестившейся, а более 40% плотвы – с резорбирующей икрой. Через 3-4 года прогнозируется снижение уловов промысловых рыб. Совокупный ущерб биологическиv ресурсам Куйбышевского водохранилища, по данным Тат.отделения ГосНИОРХ, составит не менее 300 млн. руб.
Режим использования водных ресурсов водохранилища способствует проникновению и распространению чужеродных видов в Куйбышевское водохранилище, что рассматривается как фактор санитарно-эпидемиологической опасности и серьезной угрозы устойчивого эколого-экономического и социального развития региона.
На водосборе расположены крупные населенные пункты с высокой плотностью населения. Акваторию водохранилища пересекают множество инженерных коммуникаций, в т.ч. газопроводы, нефтепроводы, продуктопроводы, требующие к себе особого внимания с точки зрения возможных аварий. Рост амплитуды колебания уровня воды влияет на скорость переработки берегов водохранилища, создавая угрозу населенным пунктам, а также безопасности множества инженерных коммуникаций в акватории водоохранилища. Обмеление больших площадей приводит к выветриванию обнажаемых загрязненных донных наносов, что создает прямую угрозу здоровью населения.
Понижение уровня воды и степени загрязнения воды водохранилища противоречит интересам рекреационного использования водохранилища, нормальным условиям проведения спортивных мероприятий, туризму.

Понижение навигационных уровней воды ухудшает условия судоходства и наносит ущерб в период зимнего отстоя судов. Вследствие ухудшения условий судоходства прогнозируются перебои в поставках и удорожание строительных материалов. В краткосрочной перспективе это может привести также к проблемам добычи и доставки песка, песчано-гравийных пород и нарушению сроков строительства объектов всемирной летней Универсиады-2013 в г. Казани.
Отсутствует должное научно-техническое сопровождение эксплуатации водохранилища, не были исследованы и не учтены многие отрицательные экологические и экономические последствия, что в дальнейшем породило множество проблем.

Все это вызывает обоснованную озабоченность научной экологической общественности и представителей бизнес сообщества состоянием водохозяйственной и экологической обстановки в водохранилище и несоблюдением требований компонентов водохозяйственной системы к уровенному режиму Куйбышевского водохранилища.
Современная концепция хозяйственного использования водохранилищ допускает осуществление всех видов хозяйственной деятельности, в т.ч. и регулирование уровня воды, но лишь в тех пределах, которые позволяют водной экосистеме сохранять способность к восстановлению и саморегулированию, в пределах, не нарушающих нормального функционирования водных экосистем в соответствии с региональными природными особенностями, характером и перспективами хозяйственного освоения, направленностью и интенсивностью антропогенных воздействий.
Именно этот принцип положен и в основу Концепции экологической безопасности РТ на период до 2015 года, разработанной нами совместно Минитсерством экологии и природных ресурсов РТ и принятой КМ РТ в 2007 году.

Этот принцип прописан и в федеральном законе «Об охране окружающей среды» и в новом Водном кодексе РФ, и в Экологической Доктрине Российской Федерации.
Так, согласно новому Водному кодексу Российской Федерации (от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ), как основному закону, регулирующему водные отношения, правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища должны содержать, в т.ч. и «ограничения эксплуатации и перечень мероприятий в акватории водохранилища, его водоохранной зоне и в зоне водного объекта ниже плотины в связи с использованием водохранилища в интересах водоснабжения, рыбного и охотничьего хозяйства, рекреации, водного транспорта, лесосплава и в других целях». Главные изменения, предусмотренные новым Водным кодексом, состоят в повышении роли субъектов федерации в управлении водными ресурсами.

Решение
1. Правительству Республики Татарстан совместно с заинтересованными субъектами Российской Федерации выйти с законодательной инициативой в Федеральное агентство по водному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о включении требования компонентов водохозяйственной системы к уровенному режиму Куйбышевского водохранилища (поддержания уровня воды на отметке не ниже 50 м) при плановом пересмотре (корректировке) «Правил использования водных ресурсов Куйбышевского водохранилища» в 2011-2013 гг.
2. Научному сообществу Республики Татарстан (Академии наук Республики Татарстан, Казанскому (Приволжскому) федеральному университету и др.):
а) внести предложения в Федеральную Целевую Программу по исследованию и прогнозу последствий понижения уровенного режима Куйбышевского водохранилища в густонаселенных регионах;
б) представить в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан конкретные предложения для включения в Программу природоохранных мероприятий Республики Татарстан на 2011 год.
3. Торговопромышленной палате Республики Татарстан совместно с Общественной палатой Республики Татарстан, Академией наук Республики Татарстан и Казанским (Приволжским) федеральным университетом обратиться в Русское географическое общество России (к председателю общества С.К. Шойгу и председателю попечительского совета общества В.В. Путину) c просьбой заслушать консолидированное мнение научной экологической общественности и представителей бизнес сообщества Республики Татарстан о требованиях компонентов водохозяйственной системы к уровенному режиму Куйбышевского водохранилища и оказать поддержку в разрешении проблемы при плановом пересмотре (корректировке) «Правил использования водных ресурсов Куйбышевского водохранилища» в 2011-2013 гг.
4. Восстановить Средне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов МПР РФ со всеми полномочиями для оптимального в управления водными ресурсами Средней Волги.



Разработка сайта
IntraSoft, 2007

  Центр здоровья стреды     Центр экологической политики России